Пресуппозиции НЛП
Убеждения, позаимствованные у талантливых психотерапевтов и профессиональных коммуникаторов
1. О картинах мира
  1. Карта не территория.
    Модель и картина мира — не сам мир.
    Восприятие мира — не сам мир.
    Каждый человек создает свою собственную реальность.
  2. Красота в различии. Красота в неоднородности.
    Карта мира одного человека не равна карте мира другого человека.
    Все люди разные. Каждый может быть в чём-то хорош, и мы можем этому поучиться.
  3. Раппо́рт. Каждая картина мира достойна уважения.
  4. Реакция соответствует карте. Поведение человека определяется его картой.
    Смысл в слова, в процессе коммуникации, вкладывает принимающая сторона.
  5. Лучшие карты предоставляют наибольший выбор.
    Наиболее «мудрые» и «дружественные» карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей.
  6. Лучше иметь выбор.
    Выбор — это когда альтернатив более трёх.
  7. Значение зависит от контекста.
    Контекст и способ коммуникации влияет на восприятие информации.
О разнице между мышлением, поступками и идентификацией человека
  1. Сознание и тело влияют друг на друга.
    «Управляя собственным мышлением» — управляешь собственным состоянием. И в обратную сторону.
  2. Человек не его поступки.
    Личность и поведение — разные явления.
  3. В основе любого поведения лежит позитивное намерение.
    Каждый вид поведения практичен и полезен в определённом контексте.
    Или когда-то был.
  4. Совершённое и совершаемое действие — наилучшее, из имеющихся на тот или данный момент.
    Человек выбирают наилучший вариант поведения, исходя из возможностей и способностей, определяемых его моделью мира.
  5. Право на обучение и развитие.
    Любой результат является достижением, опытом и обратной связью.
    Мы набираем силу.
    В следующий раз будет лучше.
О чём-то большем, чем сознание и о структуре этого большего
  1. Психика людей работает прекрасно.
    Можно спокойно доверять бессознательному.
  2. Вселенная дружелюбна и изобильна.
    Всё будет гладко.
  3. Весь жизненный опыт закодирован в нервной системе.
    Субъективный опыт состоит из образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.
  4. «Истина» — она в реальности.
    Выводы стоит делать, основывать на сенсорном наблюдении.
  5. 50/50.
    Половину информации мы передаём и воспринимаем словами, вербально.
    Вторую половину — невербально, мимикой, жестами, и языком тела.
  6. Результат важнее процедуры.
    Хорошо использовать всё, что работает.
    Утилизация.
  7. Структура важнее содержания.
    Разделение формы и содержания помогает сконцентрироваться на стереотипе действий, вместо частных случаев его проявления.
О коммуникации
  1. Люди не могут не общаться.
    Даже когда мы не общаемся произвольно, мы продолжаем передавать невербальные сигналы и мета-сообщения.
  2. Люди стремятся во всём найти смысл.
    Осознание смысла не всегда необходимо.
  3. Каждая коммуникация увеличивает количество доступных альтернатив.
    Благодаря обогащению картины мира другого человека.
  4. Любая коммуникация — манипуляция.
  5. Смысл коммуникации — в вызываемой реакции.
    Независимо от намерений коммуникатора.
  6. Слова — это поведение, направленное на изменение поведения другого человека.
    Коммуникация состоит из слов, смысл которых изменить или сохранить поведение другого человека.
  7. Сопротивление — сила.
    Сопротивление — сигнал о необходимости улучшить присоединение.
Из теории систем
  1. Я — свой самый важный клиент.
    «Сначала наденьте маску на себя, потом на ребёнка.»
    Сначала научитесь сами, потом учите других.
  2. Для описания системы нужно выйти за её пределы.
    Чтобы проанализировать поведение, или взаимоотношения, необходимо взглянуть на них со стороны.
    Лучше беспристрастно.
  3. Любой элемент является частью какой-либо системы.
    Человек — не автономное существо. У нас есть потребности,
    требующие удовлетворения в окружающем мире.
  4. Любой элемент является частью многих систем.
    Одновременно.
    И физической, и социальных, и разных ролевых.
  5. Жизнь и «разум» влияют друг на друга.
    Бытие определяет сознание. И наоборот.
  6. Система стремится к равновесию.
    То есть к стабильности, и минимизации издержек.
  7. Самый гибкий элемент управляет системой.
    Самый находчивый становится фактическим лидером.
  8. Для получения нового выбора необходимо вывести систему из равновесия.
    Иногда неприятность открывает новые возможности.
  9. Полезность поведения и изменения зависит от контекста и экологии.
    Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с остальными системами.
  10. Всегда найдётся исключение.
    Нет универсальных решений. И люди разные. И люди меняются.
Про обучение, возможности развития и изменения
  1. Индивидуальные навыки — это про использование репрезентативных систем.
    Индивидуальные навыки — это результат совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем.
  2. Кто-то один умеет — любой может научиться.
    Если кто-то что-то умеет, значит в его действиях есть определённая структура, мы можем выявить её, и освоить сами.
  3. Каждый человек располагает всеми необходимыми ресурсами для успеха и эффективных действий.
    По крайней мере, потенциально.
  4. Изменения происходят при внесении ресурсов.
    Изменения происходят при высвобождении или при приведении в действие подходящих ресурсов. В рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.
  5. Изменения могут быть моментальными.
    Можно чему-то научиться с первой попытки.
  6. У любой задачи есть свое решение.
    И не одно, в зависимости от подхода или точки зрения.
  7. Гибкость в операциях.
    Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать своё поведение, пока не достигнете желаемого.
    Чтобы получить что-то другое, необходимо сделать что-то другое.